история
1738
1850
1900
1920
1930
1960
1980
1990
По окончании навигации 1967 года русло Волги у города Балаково было перекрыто плотиной ГЭС и началось заполнение Саратовского водохранилища, поменявшего гидрологию в районе Куйбышева. Остров и до того частично затапливавшийся в половодье, весной стал подтапливаться ещё существеннее. На спутниковом снимке 1979 года, сделанном во время высокой воды, видно насколько существенно затоплены здания, оставшиеся от посёлка Поджабный Затон. Этот посёлок начали расселять ещё в конце 1960-х. Для переселенцев в 1967 году начал строиться жилой дом в Советском районе.

В начале 1970-х начали расселять и посёлок Проран. Главными точками переселения стали дома по проспекту Кирова 284 и 286, а также 14 микрорайон. В 1973 году в газете «Правда» вышла заметка: «При ликвидации поселка Проран, что на одном из волжских островов, жителей его — работников прибрежных предприятий (завод клапанов, порт и др.) отселили подальше от предприятий, и почти все они из-за этого уволились».

Несмотря на официальный статус посёлка как расселённого, многие жители возвращались на остров летом и использовали здания как дачи. Тем не менее, городские власти пытались бороться с этим явлением, а также самостроем.

Рубеж 1960−1970-х: поднятие Саратовской ГЭС и переселение

В 1960 году Проран становится центром отдельного сельсовета. Кроме самого Прорана в него входят Поджабный Затон, посёлок 1-е мая, хутора Пугачёва и лесников, а также лесной кордон. К этому моменту на территории сельсовета было 52 жилых дома, общественная баня, пожарное депо, собственный водопровод. В школе Прорана на тот момент было 423 учащихся, а Поджабного Затона — 117. Также на острове были детсад, летняя киноплощадка, два филиала поликлиники, два продовольственных и два промтоварных магазина, почтовое отделение и пекарня в Поджабном Затоне.

На момент создания сельсовета в Проране проживало 2247 человек, в Поджабном Затоне — 609, в посёлке 1-е Мая — 69, в хуторах сторожках — ещё 40 человек. Деятельность большей части жителей острова была связана с различными речными профессиями. В Поджабном затоне располагались мастерские Куйбышевской ремонтно-эксплуатационной базы, в Проране — мастерские Куйбышевского технического участка пути.

В 1962 году Проран становится посёлком городского типа. Потому что население не занималось сельским хозяйством, а помимо вышеназванных предприятий работало также в Куйбышеве в Речном порту и на судоремонтном заводе.

1960-е: расцвет жизни на острове

Одновременно с выселением постоянных жителей с территории острова в летний сезон активно идёт заселение южной части острова палаточными лагерями. Куйбышевцы «дикарём» живут всё лето на песчаных пляжах, откуда многие каждый день ездят на работу.

Этому способствует улучшение транспортной доступности этой части острова. С 1966 года Завод имени Фрунзе начинает выпускать «Вихри», ставшие позже самыми массовыми лодочными моторами в СССР, а в 1967 году Куйбышевский авиационный завод начинает серийно производить лодки «Прогресс»,. Это существенно облегчает транспортную доступность песчаных пляжей острова из центра Куйбышева. К 1977 году у жителей Куйбышева было уже 18 тысяч лодок.

В навигацию 1971 года в расписании Речного вокзала появляются суда не только на пристань «Проран», но и на действующие до сих пор пристани «Средний пляж» и «Нижний пляж». По воспоминаниям завсегдатаев Среднего Пляжа, берег в советское время был поделен на участки под палаточные лагеря. У каждого участка был старший, следивший за порядком.

Зародившаяся почти 60 лет назад традиция летней жизни «дикарём» на Поджабном процветает и поныне, а территории летних лагерей на берегах передаются семьями из поколения в поколение.
1960-1970-е: заселение Заволги
По инициативе председателя куйбышевского исполкома А. А. Росовского освободившиеся после расселения жителей строения посёлка Проран и прилегающие территории начинают отдаваться различным организациям под базы отдыха. Более того, ещё в начале 1970-х Куйбышевский горсовет декларировал намерения создать на острове Загородный парк отдыха, построить на его территории спортивный комплекс и другие объекты культурно-бытового назначения. В сентябре 1979 года остров административно переходит к Самарскому району Куйбышева.

В 1980-е базы отдыха были на Поджабном у многих предприятий и даже военных частей Куйбышева. Например, в 1988 году дом по Набережной, 58 получает ЦУМ «Самара», в 1989 году участки на три года получают кондитерская фабрика и мехколонна 29 треста «Волгоэлектросетьстрой». Существуют даже обмены турбазами. В 1991 году завод «Экран» передал свой участок на острове авиационному заводу взамен на участок на реке Самара. Благодаря появлению на острове базы Союза художников, его пейзажи часто попадают на картины и этюды многих куйбышевских авторов, часто бывавших на острове. Среди них, например, одни из самых известных местных художников позднесоветского периода — В. З. Пурыгин и Н. И. Хальзев.

В это время берега Поджабного систематически освобождают от инфраструктуры учреждений и предприятий города (например, от лодочных станций) для расширения детских водно-спортивных баз, организации пляжей и всё тех же баз массового отдыха.
1980-е: турбазы
В 1994 году самарская мэрия выпускает постановление о принятии концепции создания на острове общегородского Гидропарка, разработанной фирмой «Город». Разрешения на застройку на территории Поджабного предполагалось выдавать, исходя из зонирования, представленного в этой концепции. Дальнейших сведений о проекте найти не удалось.

С 1990-х по 2020-е на острове периодически идёт строительство новых турбаз и коттеджей в прибрежных зонах. Переданные же под базы отдыха дома посёлка Проран постепенно ветшают, а часть из них сносится. Из бутового камня, оставшегося от фундамента снесённых домов, с 2023 года идёт строительство первой в истории острова церкви.

Несмотря на все волны расселений жителей острова, на территории посёлка Проран до сих пор круглогодично живёт пять семей, а в летний сезон сюда приезжают десятки тысяч отдыхающих.

В постсоветское время остров продолжает художественно осмысляться. В 1994 году «Самарателефильм» выпускает документальный фильм «Мосты дождя» с песнями группы «Руки», часть которого снята на острове. В 2000-х годах на самарском «Нашем радио» ротируется песня группы MAD «Средняя Волга», посвящённая жизни на Среднем Пляже. Проран фигурирует в одном из главном хите 2023 года на локальную тематику — песне «Волжский вайб» певицы Фефы. В 2024 году в рамках фестиваля «Волгафест» на острове был установлен ряд арт-объектов под кураторством художника Андрея Сяйлева.
Постсоветское время: вопросы о будущем
Если в 1922 году по сведениям газеты «Правда» в Поджабном Затоне было всего семь домов (в них жили рабочие, обслуживавшие нефтяной флот, а также их семьи переселившиеся на остров во время голода в Поволжье), то в 1950-х в посёлке Поджабном жило уже 414 человек. Они работали в Госпараходстве и на предприятиях Куйбышева. Здесь на северо-западной оконечности острова было 4 двухэтажных дома, медпункт, пекарня, электростанция, семилетняя школа.

С 1930-х годов после строительства дамбы началось заселение второго посёлка — Проран. Сначала процесс был стихийным. По воспоминаниям старожилов, первые поселенцы жили в землянках. К середине 1950-х в посёлке Проран проживало 366 человек. По воспоминаниям жителей и фотосвидетельствам, в качестве первых зданий также использовались списанные суда, вытащенные на сушу. Остов одного из них до сих пор сохранился на территории турбазы «Связист».

По архивным документам, к 1958 году посёлок Проран был выстроен. Его двухэтажные типовые дома, по большей части, сохранились до сих пор. В посёлке действовала школа, которая была к концу 1950-х преобразована из начальной в семилетнюю.

1940-1950-е: рост населения

Ещё в XIX веке возле Самары в районе нынешней набережной у Ладьи водами Волги так называемая Аннаевская коса. Она начинает угрожать судоходству в Самаре. К 1920-м годам она уже доходит до района современной площади Славы, мешая функционированию пристаней. Из-за этого же коренное русло Волги начинает уходить от города в Рождественскую Воложку, что грозит обернуться катастрофой для самарского водного транспортного узла.

В начале 1929 года начинаются колоссального масштаба работы для ликвидации возникшей угрозы. «Средне-Волжская коммуна» пишет в феврале, что в работах участвует 150 человек и 60 подвод. «Пользуясь зимним временем, надо устелить от берега до берега дно прорана „тюфяками“ из хвороста, а поверх „тюфяков“ навалить возможно больше камня,» — пишет газета. Благодаря этой дамбе соединяющей нынешние острова Поджабный и Рождественский (а также второй, тогда же построенной, между Рождествено и островом Рождественским), территория начинает соединяться с правым берегом постоянной дорогой. Дамбы спасают город от ухода от него основного русла Волги. А благодаря появлению сухопутной дороги на остров начинается новая волна его заселения.

Ведущий самарский специалист по речной тематике В. Н. Казарин приводил со ссылкой на капитана-наставника Самарского речного порта В. Ф. Золотенкова информацию о том, что дамба просуществовала до рубежа 1940−1950-х годов. Затем же была частично разобрана для того, чтобы восстановить прямую связь между пристанями Самары и Рождествено.

В 1958 году случился прорыв дамбы (видимо, остававшейся на тот момент её части) из-за чего в Воложку были смыты несколько прибрежных домов и деревьев. Об этом говорят и воспоминания местных жителей и документы.

1920−1930-е: дамба

В своей «Краеведческой картотеке», составленной в 1923—1924 годах, выдающийся краевед К. П. Головкин называет Поджабный остров Телячьим. Судя по точному, соответствующему современной ситуации описанию, не позже этого времени остров принял свои нынешние очертания.

В то же время, Головкин отмечает, что в летние месяцы Рождественская воложка пересыхает, а остров соединяется с правым берегом. Паром же, перевозящий из Самары в Рождествено в половодье, не может подойти напрямую к селу и останавливается на берегу Рождественского острова. Видимо, именно летняя ситуация показана на карте 1926 года, где острова попросту нет.

Кроме того, Головкин отмечает, что с юго-восточной части острова находится большой песчаный пляж. Именно на этом пляже Головкин был сфотографирован во время этюдов в начале XX века. С большой долей вероятности, это старейшая фотофиксация острова. Указывает Головкин и названия двух крупнейших озёр на острове — Зелёненькое и Негатное, отмечая, что они богаты рыбой и дичью.

Начало XX века: остров и Головкин

На карте Волги от Нижнего до Астрахани в 1902 году весь остров, схожий по очертаниям с нынешним, назван «Поджабный затон». Дело в том, что с 1880-х в районе современной территории самарского Речного порта в огромных баках хранили свою продукцию первые нефтяные магнаты Российской империи — Товарищество нефтяного производства «Братья Нобель», общества «Мазут», «Восточное», «Братьев Меркульевых». Кораблям пионеров нефтяного дела из-за пожароопасности было запрещено зимовать вместе с «хлебным» флотом в гаванях на реке Самаре. Поэтому местом их зимнего постоя стала территория острова и его Поджабный затон. Вероятно, именно из-за значимости этой локации название от затона распространилось на весь остров. В 1912 году С. П. Неуструев в «Словаре волжских судовых терминов» указывал, что затон мог вместить до 150 судов нефтяного каравана.

Вероятно, первое население на острове появилось тогда же. Нефтяной флот требовалось охранять и ремонтировать. Посёлок Поджабный Затон, зародившийся в конце века XIX, просуществовал на северо-западной оконечности острова до второй половины прошлого столетия.

На территории одной из турбаз возле пристани Проран находится остов клёпанного металлического судна длиной около 50 метров, которое в послевоенное время было затащено на берег и использовалось в качестве здания. Нельзя исключать, что оно связано с нефтяным караваном, зимовавшем в Поджабном затоне.

Рубеж XIX и XX веков: нефтяные караваны

Информацию XIX века сложно привязать к конкретной территории нынешнего острова, поскольку, судя по картам, очертания береговых линий продолжают меняться. В 1842 году на карте появляется ещё один топоним, связанный с берегом и островами юго-восточнее села Рождествено — Соковский юрт.

В 1851 году провозглашается Самарская губерния. При этом остров вместе со всем правым берегом продолжает относиться к соседней Симбирской губернии, став её дальней окраиной. На «Топографической межевой карте Симбирской губернии», составленной А. И. Менде в 1859—1861 годах, остров приближается к нынешним очертаниям. От соседнего острова его отделяет «Монастырская волошка», аналогичная нынешней протоке Проран, но протекавшая примерно в 1 км к западу.

Именно в XIX столетии применительно к территории острова впервые возникает слово «Поджабный». Краевед К. П. Головкин ссылаясь на Е. Т. Кожевникова (городского главу Самары в 1875—1881 гг.) приводит объяснение «название получил от водившихся черепах, которых простонародье будто бы называло жабами». Старожилы острова помнят, что до поднятия Саратовского водохранилища в озёрах и затонах Поджабного действительно водились черепахи. Сейчас болотные черепахи, благодаря которым, вероятно, был назван остров, внесены в «Красную книгу Самарской области». Их популяция в регионе насчитывает около 300 особей.

XIX век: обретение имени

Только с XVIII века мы можем более-менее уверенно говорить об особенностях расположения островов в районе современной Самары. Документов, связанных с волжскими островами более ранней эпохи освоения территории монастырями и первого времени после основания Самары, не обнаружено. До XVIII столетия информация о конкретном расположении участков суши посреди Волги может быть чисто гипотетической. Письменные же источники не позволяют сопоставить описанные особенности гидрологии Волги с ныне существующей.

В первой половине XVIII века появляются первые подробные карты Волги в районе Самарской Луки, на которых отмечены острова. На них в районе Самары мы видим то отдельные острова, не совпадающие очертаниями с нынешними, то нынешние острова Поджабный и Рождественский отмечаются как часть берега у села Рождествено. Это можно объяснить тем, что карты могли составляться в разное время года. В половодье острова могли отделяться от берега, а летом во время низкой воды соединяться с ним. Кроме того, быстрое течение Волги до строительства ГЭС часто создавало новые острова или разделяло старые, что объясняет изменения береговых линий на картах.

На карте Самарской Луки 1738 года, составленной В. Н. Татищевым, в районе Самары отмечен один большой остров, примерно соответствующий нынешним Поджабному и Рождественскому. На «Генеральном плане Волги от Твери до Астрахани» 1766 года остров имеет несколько иные очертания, но указано его название — Смердин. Это старейшее картографическое свидетельство названия, связанного с ближайшими к Самаре островами.

XVIII век: первые сведения